Статьи

Как безопасно выполнить обгон?

На двухрядных дорогах, когда есть один ряд в одну сторону и второй ряд навстречу, многие водители испытывают трудности с обгоном тихоходного транспорта. Неопытные водители обычно прижимаются к заднему бамперу машины, которую желают обогнать, затем, когда на встречке появляется место, выходят на обгон и начинают разгоняться, обгоняя тихохода. Дело в том, что это не самый эффективный и не самый безопасный способ обгона. Он требует очень большого участка свободной и просматриваемой встречной полосы, а выполняется довольно долго, особенно если обгоняемая машина является длинной фурой.

Существует очень правильный и очень широко растиражированный тезис: «Не уверен – не обгоняй!» Эта фраза, с одной стороны, очень правильна и точна, поскольку призывает начинать обгон только при полной уверенности, что он будет успешно завершен, но, с другой стороны, она совершенно не дает понимания, что конкретно нужно оценивать перед выходом на обгон. Разумеется, нужно убедиться в том, что вы успеете выполнить обгон и вернуться на свою полосу до того, как произойдет пересечение со встречным автомобилем. Если впереди находится перекресток, то даже хотя правила дорожного движения и не запрещают обгон на перекрестке при движении по главной дороге, все равно от обгона лучше отказаться, поскольку такой обгон таит в себе опасность появления на перекрестке «нового» встречного автомобиля. При повороте направо все внимание водителя приковано к приближающемуся слева транспорту, поэтому вырулить вам в лоб, несмотря на то, что вы на главной дороге, ему ничего не помешает. Большинство водителей не задумываются, что они повернут направо на перекрестке, а им навстречу может лететь обгоняющий автомобиль. Виноват в ДТП, будет, конечно, выехавший со второстепенной дороги водитель, но виновность рассматривать нужно только если ДТП случилось. А до того, как это произошло, нужно избегать опасных ситуаций на дороге, тогда и ДТП не будет. Также надо учесть, что впереди на достаточном расстоянии не должна начаться зона запрещения обгона. Учитываем, что обгон запрещен около железнодорожных переездов (читаем ПДД), на пешеходных переходах, на мостах и т.д. Насчет пешеходных переходов – остановимся подробнее. Не только они представляют опасность при обгоне, но и автобусные остановки, и все остальные места, где пешеходы могут появиться на дороге с повышенной долей вероятности. Вообще если есть вероятность существования чего-то, что может оказаться для вас сюрпризом при обгоне - обгонять не надо. Наконец, еще перед обгоном нужно оценить ширину дороги и обочин, понять, каковы буду шансы на хорошее разрешение ситуации, если все-таки форс-мажор при обгоне случится. Проще говоря, какой-то план «Б» должен быть. Несмотря на то, что всего вообще предусмотреть невозможно, но типовые ситуации должны быть проверены перед началом маневра.

Вариант обгона, описанный в начале статьи плох по нескольким причинам. Для начала, прижавшись к заднему бамперу впереди идущей машины, особенно если она имеет большие габариты, вы ничего не будете видеть, а смещаться в стороны будет крайне опасно, поскольку вы не видите даже того, что находится в непосредственной близости от вас из-за того, что обзор вам перекрыт. Также такой метод опасен тем, что дистанции нет, а значит, когда передний автомобиль резко затормозит, что вполне возможно, даже если он – фура – современные фуры тормозят не хуже легковушек, то можно приехать к нему в задний бампер. С учетом того, что перед обгоном все внимание приковано к встречной полосе, вероятность такого ДТП повышается многократно.

Если перед обгоном держаться на разумном расстоянии от кормы автомобиля, который вы собираетесь обгонять, то с обзором дороги проблем становится гораздо меньше, а также можно безопасно сдвигаться в сторону внутри своей полосы на гораздо большее расстояние, чтобы осмотреть встречную полосу на предмет свободного окна для обгона. Кроме того, такой вариант позволяет действовать «на упреждение». То есть, увидев окно для обгона заранее, нужно начать разгоняться в своей полосе еще до разъезда со встречным автомобилем, после которого находится необходимое окно. Рассчитать нужно так, чтобы в любой момент до выхода на встречку, можно было отказаться от обгона и отменить миссию, если вам откроются новые данные о дорожной ситуации. С опытом, можно даже начинать перед разгоном немного увеличивать дистанцию, чтобы разогнаться больше перед выездом на встречную. Сильно злоупотреблять этим не стоит, поскольку для этого необходимо на большем расстоянии оценивать дорожную ситуацию впереди и на большее время прогнозировать ее развитие. После разъезда со встречным, если все идет по плану (оцениваем снова возможность обгона с учетом нашей набранной скорости), выезжаем на встречную полосу. В этот момент у вас уже будет существенная разница в скоростях с обгоняемым автомобилем, что позволит выполнить обгон, используя довольно небольшой участок дороги – в разы меньший, чем в случае, когда разгон для обгона происходит непосредственно на встречной полосе.

При таком «обгоне ходом» требуются навыки прогнозирования дорожной ситуации и умение хорошо рассчитывать расстояние и время сближения со встречным и обгоняемым автомобилями, навыки управления автомобилем и понимание его динамики. Это довольно сложно для новичков, но если этих навыков нет, то им необходимо учится, поскольку нужны они не только при обгоне. Вариант обгона без дистанции – вообще не вариант, поскольку он попросту опасен, так как не позволяет оценить ситуацию из-за того, что водителю буквально ничего не видно.

Теперь самая страшная ситуация. Мы вышли на обгон, но неправильно оценили расстояние до встречного, или он оказался сильно быстрее, чем мы ожидали. Что в этом случае делать? Жмем газ в пол, чтобы быстрее закончить обгон. С большой долей вероятности, встречный будет тормозить. Также с огромной вероятностью тормозить будет и тот, кого мы обгоняем, потому что никому не нужно ДТП. Кстати, если вы оказались в роли встречного или обгоняемого в подобной ситуации – используйте тормоза. Иногда обгоняющие водители в такой ситуации применяют торможение чтобы «отменить» обгон и вернуться на свое место. Делать этого нельзя, потому что тот, кого вы обгоняете, тоже с большой вероятностью начнет тормозить и у вас не получится вернуться за ним.

Случай, когда в результате оценки ситуации получается так, что мы не успеваем завершить обгон ни при каких обстоятельствах, и нам придется разъезжаться со встречным, то у нас два варианта – прижаться к обгоняемому автомобилю, либо уйти на встречную обочину, но правильное только одно из них. В этом случае, решение нужно принимать и исполнять его как можно быстрее. Правильное решение – это прижиматься к обгоняемому автомобилю. На встречную обочину ехать не надо – с большой вероятностью, туда поедет встречный. Но, чем позже встречный поймет, куда вы поедете, тем больший элемент лотереи будет присутствовать в таком разъезде, поскольку в последний момент вы оба можете поехать в одну сторону. Прижимаемся к обгоняемому автомобилю, он, скорее всего тоже прижмется правее. На большинстве дорог разъехаться втроем можно. Разгоняться в этом случае, конечно, не следует - тормозите. Если вы в роли обгоняемого или встречного – что вам делать – очевидно. Принимаем правее и тормозим. Если вы – встречный, то лучше еще и правым поворотным сигналом показать, что вы двигаетесь вправо. Моргать фарами, сигналить и ругаться злыми словами будете потом. Сейчас – срочно избегаем ДТП.

Именно в этом и есть главная опасность обгона – если перед выполняющим обгон автомобилем неожиданно появился встречный, то обгоняющему водителю иногда приходится не тормозить, а разгоняться, а иногда - наоборот. И ситуации с такими диаметрально противоположными выходами очень похожи между собой. В любом случае, две вышеописанные ситуации недопустимы и, если при вашей езде возникает, хотя бы, опасность их возникновения, задумайтесь – возможно, вы что-то делаете неправильно.

Помним, что перед обгоном нужно убедиться, что никто не обгоняет вас. К сожалению, есть вариант, что вы убедитесь, а тот, кто перед вами – нет. При малейших сомнениях в том, что обгоняемый вас видит и не собирается совершать опасный для вас маневр – моргайте фарами и используйте клаксон. Обгоняя большое количество встречных автомобилей (что правилами не запрещено и не является «двойным обгоном»), необходимо контролировать не только встречную полосу, но и обгоняемые транспортные средства. Столкновение попутных транспортных средств на встречной полосе – не редкое явление.

К слову, о «двойном обгоне». ПДД запрещают начинать обгон, если идущий за вами или перед вами автомобиль уже начал выполнение аналогичного маневра. То есть, «двойной обгон» - это не обгон двух и более транспортных средств, а одновременный обгон двумя и более транспортными средствами – «паровозиком». Виноват в административном правонарушении будет тот, кто начал обгон вторым, не убедившись, что идущий впереди или сзади уже выполняет обгон. Крайне опасным маневром в этом контексте является «обгон обгоняющего». Так делать однозначно не надо, поскольку первый обгоняющий может быть не в курсе, что его обгоняет еще кто-то.

Сигнал поворота перед обгоном лучше включать заранее – в момент принятия решения об обгоне – так вы дадите знать заднему автомобилю, что вы собираетесь идти на обгон. Кроме того, поскольку обгон транспортного средства, подавшего сигнал левого поворота, запрещен, он не станет обгонять вас. Поворот следует оставить моргающим на все время нахождения на встречной полосе. Это сделает ваш маневр и вас более заметными для остальных участников движения. Если обгоняют вас – сместитесь чуть вправо – вы дадите понять, что видите обгоняющего и поможете в завершении маневра, если что-то пойдет не так.

Обгон – самый опасный маневр, ДТП при обгоне обычно имеют самые тяжелые последствия, так как часто связаны с лобовым столкновением автомобилей, которое с точки зрения повреждений автомобиля и травм "экипажа" гораздо хуже, чем даже переворот. Поэтому выполнять его следует, только убедившись в том, что он будет завершен успешно со стопроцентной вероятностью. Только внимательное отношение к этому маневру и дороге в целом, оттачивание водительских навыков и мастерства прогнозировать развитие дорожной ситуации делают передвижение по дорогам более комфортным, быстрым и безопасным.
Made on
Tilda